Новости проекта
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Выставка "Образование и карьера 2019"
Опережая время
Голосование
Желаете ли Вы введения электронных журналов и дневников?
Всего 14 человек
Голосование
Любишь нашу школу?
Всего 22 человека
Голосование
Вам нравится новый дизайн сайтов на платформе Schools.by?
Всего 14 человек
Голосование
Что для Вас наиболее интересно?
Всего 17 человек

Совместная работа тифлопедагога и воспитателя по формированию предметных представлений у детей с нарушением зрения

Дата: 14 июля 2014 в 22:53, Обновлено 9 апреля 2018 в 11:11

    Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы  и явления его удивительны и неповторимы Они обладают массой и признаков, о которых ребенку  предстоит узнать.

     Каждое знакомство с предметом и явлением – урок развития детского ума, чувств, творчества. Этот урок преподает школьнику взрослый. Только при учас­тии взрослого восприятие ребенком ок­ружающего мира начинает принимать целенаправленный характер.

     Сущность восприятий заключается в том, что оно обеспечивает получение и переработку информации из внешнего мира: узнавание самих предметов, их свойств и признаков, назначения, помо­гает отличить один предмет от другого, выделить признаки сходства и различия и т.д. Разнообразная информация посту­пает через органы чувств: глаза, уши, язык, нос, поверхность тела. Это так на­зываемое чувственное познание свойств и отношений окружающих предметов является непременным условием формирования полноценных представлений ребенка об окружающем мире, развития его речи и интеллекта.

     Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, прост­ранственного расположения частей. У таких детей наблюдаются сложности выделения объемности предметов, соотношения расстояния, определения мес­тоположения и взаимоотношений между предметами. Вследствие этого отмеча­ются, некоторые особенности возникших зрительных образов: они неполные, неточные, схематичные, расплывчатые, иногда просто вербальные. Это под­тверждено многочисленными исследова­ниями, в том числа доктором педагоги­ческих наук Л.И.Плаксиной.

     При определении задач и видов рабо­ты по формированию предметных пред­ставлений мы обязательно учитываем перечисленные особенности восприя­тия. В процессе педагогической деятельности мы решаем такие коррекционные задачи, как:

1. Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, его: объек­тах и предметах.

2. Формирование обследовательских умений.

3. Формирование словаря и связной речи.

4. Формирование умения использо­вать предметные представления в само­стоятельной деятельности.

     Для решения этих задач  мы используем натуральные предметы (одежду, посу­ду, цветы, плоды), муляжи  (овощи, фрук­ты, грибы), чучела белки, суслика, чай­ки, предметные картинки с изображени­ем животных жарких стран, птиц, насе­комых, контурные и силуэтные изобра­жения, предметы, предлагаемые в логи­ческой связи с другими  предметами,

     Основную роль при ознакомлении с предметами отводим формированию об­следовательских действий. Ребенок с нарушением зрения компенсирует недо­статок информации со стороны зрения возможностью потрогать, ощупать, по­нюхать предмет; постучать им, бросить. А тифлопедагог или воспитатель помога­ет восполнить, пробелы в информации с помощью; таких игр, как- «Угадай на ощупь», «Какое по вкусу?», «Что нашел в мешочке?», «Как узнал?», «Что под сал­феткой?»,«Магазин».

     Далее свою работу мы направляем на формирование осознанных предметно-практических действий, умения переда­вать словом  поэтапность выполнения этих действий и их результатов (по Л.И.Плаксиной). На данном этапе учим устанавливать признаки сходства и различия между предметами, делать умозаключения, выводы. В этом нам помога­ют всевозможные, загадки, игры «Найди лишний», «Сгруппируй по признаку», «Парные картинки», «Составь загадку».

    Одной из наиболее сложных и труд­ных задач является формирование навы­ков словесного описания предметов. Учитывая особенности детей с наруше­нием зрения, эффективным приемом в этом направление считаем использование наглядности: натуральных  предметов, схем, алгоритмов. Предлагаем детям; загадки-описания, игры на  придумывание; загадок, задания «угадай предмет по одной из частей», «выбери отгадку множества». Поощряем использование детьми в своих рассказах образных выра­жений, эпитетов, сравнений. Результаты работы по данному направлению пока ещё далеки от желаемых. Поэтому разно­образим работу по обогащению словаря, уделяем внимание чтению художествен­ных произведений, пересказу литературной прозы.

     Важно отметить, что добиваться поло­жительных результатов, помогает нам совместное планирование учебно-воспи­тательной и коррекционно-педагогической работы. В основе такого плана лежит тематическое построение процесса. Изучение сведений о предметах и объектах окружающего мира распределено по месяцам следующим образом:

Сентябрь:       Начало осени. Овощи, фрукты. Осенние цветы.

Октябрь:         Золотая осень. Деревья, листья плоды. Грибы.

Ноябрь:          Поздняя осень. Дикие животные. Перелётные птицы.

Декабрь:         Зима. Зимующие птицы. Звери зимой.

Январь:           Одежда. Обувь. Транспорт.

Февраль:        Мебель. Посуда. Домашние животные.

Март:              Начало весны. Животные жарких стран.

Апрель:          Весна. Перелётные птицы. Рыбы.

Май:               Насекомые. Цветы.

      Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия, а воспитатели по его рекомендациям организуют, на­блюдения, экскурсии, рассматривание объектов, продуктивные виды деятельности. Так, в сентябре планируются экс­курсии в овощной магазин, лепка ово­щей, рисование и аппликация натюр­мортов, чтение произведения Ю.Тувима «Овощи», сказки Д.Родари «Приключе­ния Чиполлино», загадывание загадок, составление рассказов-описаний, труд в огороде, приготовление салатов. Обяза­тельным компонентом работы является включение специальных коррекционных упражнений (автор Л.И.Плаксина) обводка через кальку, по точкам, выполне­ние задания «дорисуй вторую половину», выкладывание целого из частей и др. Как обобщение – знаний  по теме: «Овощи, фрукты» с детьми проводится комбини­рованной занятие Дело было в огороде». Какую радость испытывают дети, когда правильно отгадывают загадку про овощ, спрятанный в «чудесном» мешочке или отвечают на вопросы о том, что бывает кислым круглым, зеленым. В повсед­невной жизни стараемся дать возможность каждому ребенку раскрыть свой чувственный опыт. Просим детей рассказывать о виденном, их «объяснения» и «рассуждения» интересны и забавны. Свои впечатления ребята отражают так­же в рисунках, поделках. Мы создаем свою библиотечку. В ней уже столько книжек с иллюстрациями («Сказка про осень», «В огороде на грядке выросли загадки», «Страна деревьев, листьев, плодов»). Думаем, что  у ребят не пропа­дет интерес к такому творчеству.

    По мере прохождения каждой темы вместе с воспитателями анализируем работу, намечаем домашние задания, пла­нируем и проводим консультации для родителей.

    При необходимости в содержание го­дового тематического плана мы вносим коррективы, Дополнения, изменения. Задачей ближайшего будущего для нас является изготовление таких специаль­ных пособий дает работы с находящими­ся на плеоптическом и ортоптическом этапах лечения детьми, которые учиты­вали бы тифлопедадогические требования.

    Наш подход к проблеме формирова­ния начальных сведений о предметах и явлениях окружающего мира помогает каждому ребенку с нарушением зрения раскрыть, полноту и многообразие этого мира, узнать много интересного, найти «чудо из чудес»!             

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.