Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий

Самореализация детей-инвалидов

Дата: 21 сентября 2014 в 09:50

Потенциально, лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира

 

"Имея" инвалидность человек также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед современным обществом стоит задача помочь людям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.

Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях ДО, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Такими условиями являются занятия в творческих объединениях. Атмосфера занятий в творческих объединениях позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.


Очень важно при работе с детьми такой категории учитывать рекомендации педагогов - психологов (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и другие).

1. Начинать разговор с похвалы.

2. Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.

3. Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.

4. Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.

5. Не приказывать, а задавать вопросы.

6. Выражать одобрение по поводу каждой удачи.

7. Создавать детям хорошую репутацию.

8. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.

9. Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».

Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии (физические недостатки, умственная отсталость, хронические заболевания и др.).

Основными компонентами процесса образования детей с ограниченными возможностями является вовлечение детей в творческую деятельность. Они не являются исполнителями четких инструкций, а используя жизненный опыт и фантазию, создают свою неповторимую индивидуальную работу.

Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка-самоделка, сделанная из бисера. Этот первый творческий труд ребенка наряду с рисунками всегда выражает не только его творческие способности, но и техническую изобретательность. Игрушки получаются разного вида и настроения, но главное в том, как через творчество дети преодолевают свои личные проблемы, расширяют свой небольшой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания изделия не менее важен для ребенка, чем результат.

Занятия бисероплетением уникальны по своим возможностям. Они объединяют в себе знания из таких предметов программы как математика, природоведение, изобразительное искусство. Именно такие занятия дают возможность развития познавательной сферы и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Неотъемлемой частью творчества является воображение. Именно воображение «рисует красками в альбоме нашего сознания» образы, картины, модели будущих изделий. И только после четкого отображения мысли внутри нас, мы воплощаем идею в жизнь.

Программа «бисероплетение» выстроена с учетом постоянного усложнения материала, от простого к сложному, отвечает требованиям:

- разнообразие своих форм (устные задания, тесты, творческие задания)

- доступность для выполнения с обязательным содержанием новых знаний и умений, которые осваиваются детьми в процессе обучения.

Но при этом нельзя забывать, что получение новых знаний за одно занятие должно быть ограниченным (не более двух новых практических умений), иначе некачественное освоение учебного материала повлияет на конечный результат творчества, не принесет ребенку удовлетворения от проделанной работы.

Последовательность заданий помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.

Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.


Каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности, кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я». 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.