Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Острота зрения

Дата: 6 апреля 2014 в 18:36, Обновлено 9 апреля 2018 в 11:01

Дети с дефектом зрения имеют остроту зрения от 0 до 0,2 с коррекцией, т.е. в очках, на лучше видящем глазу. Обратите внимание на то, что для определения зрительных возможностей ребенка необходимо пользоваться сведениями об его остроте зрения в обычных очках (если возможна коррекция, т.е. исправление остроты зрения с их помощью), и на лучше видящем глазу, т.е. на том глазу, который имеет более высокую остроту зрения. Ниже представлены данные об остроте зрения незрячих (слепых) и слабовидящих, которые необходимо учитывать для более обоснованного решения многих вопросов воспитания, обучения и развития ребенка.

1.   Слепые (незрячие):   острота зрения от 0  до  0,04  с коррекцией на лучше видящем глазу;

1.1. Абсолютно (тотально) слепые: острота зрения от 0;

1.2.Частичнозрячие   (частично видящие)    или    парциально    слепые;

острота   зрения   от   светоощущения   до   0,04   с   коррекцией   на лучше видящем глазу.

2.  Слабовидящие:   острота  зрения  от   0,05   до   0,2   с   коррекцией  на лучше видящем глазу;

2.1.В этой группе особо выделяют подгруппу с глубоким слабовидением:

острота зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучше видящем глазу.

Что видят дети с различной остротой зрения?

Частичнозрячие  дети с остротой, зрения 0,005-0,01 с коррекцией на лучше видящем глазу на близком расстоянии (0,5 1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире предметов, его окружающих.

Частичнозрячие  дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу, по выражению зарубежных тифлопедагогов, имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстояния 3-4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий. В специально созданных условиях (дополнительное освещение, уменьшение расстояния до текста и пр.) частично зрячие, имеющие остроту зрения 0,02 на лучше видящем глазу, могут читать плоский шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации. Дети с остротой зрения 0,03-0,04 стремятся широко использовать зрение для чтения и письма, чем могут спровоцировать зрительное утомление, отрицательно сказывающееся на состоянии их зрительных функций. Следует помнить, что от частично зрячих детей, несмотря на имеющееся у них остаточное зрение, основным источником познания является осязание. Его совместное использование с остаточным зрением весьма значительно расширяет и обогащает возможности чувственного познания мира частично зрячими детьми.

При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучше видящем тазу (глубокое слабовидение) ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения. У этих детей зрение остается ведущим в чувственном познании окружающего мира.

Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет слабовидящему ребенку с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников и тетрадей, специального оборудования и пр.). Такие дети могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдал окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения. Только для чтения и письма, восприятия картин, схем и другой зрительной информации многим из них требуется больше времени и специально созданные условия.

Более 70% частично зрячих к 35% слабовидящих учащихся имеют нарушение цветового зрения. Его нарушения проявляются в виде цветослабости или цветослепоты. Цветослепота может быть полной (ахромазия), тогда ребенок видит весь мир как в черно-белом кино Цветослепота может быть избирательной, т.е. на один из каких-либо цветов. У частично зрячих и слабовидящих чаще всего нарушается ощущение красного и зеленого цветов. В первом случае красный, например, приравнивается ребенком к зеленому и определяется как «какой-то зеленый», светло-красный как «какой-то светло-серый» и даже «светло-зеленый». Ребенок с цветослепотой на зеленый определяет темно-зеленый как «какой-то темно-красный», светло-зеленый - «какой-то похожий на светло-красный» или «светло-серый».

В отдельных случаях нарушение цветового зрения ограничивается цветослабостью - ослаблением чувствительности к какому-либо цветовому тону. В данном случае хорошо различаются светлые и достаточно насыщенные, яркие цвета, плохо различаются - темные цвета или светлые, но слабонасыщенные, неяркие.

Очень часто у частично зрячих и слабовидящих цветослабость может быть сразу на несколько цветов: например, на красный и зеленый. Возможен вариант сочетания цветослепоты и цветослабости у одного и того же ребенка, например, у ребенка цветослепота на красный и цветослабость на зеленый, т.е. он не различает красных тонов и вместе с тем у него ослаблена чувствительность к зеленому цвету. У некоторых детей состояние цветового зрения на одном глазу отличается от состояния зрения на другом глазу.

Но даже среди детей с тяжелыми глазными заболеваниями лишь незначительное их число имеет полную цветослепоту, т.е. не различает цветов вообще. На уровне очень низкой остроты зрения (0,005 и ниже) у ребенка может сохраняться ощущение желтого и синего цветов. Надо научить его использовать это цветоощущение: например, синее пятно (клумба с цветами лаванды или васильков) - сигнал к тому, что именно здесь надо повернуть к корпусу, где находится спортивный зал; желтое пятно на пути его следования домой – это  остановка автобуса и пр. Практика обучения и воспитания детей с тяжелыми глазными заболеваниями показала, что способность различать цвета в определенных случаях может развиваться. Большую роль в этом играют специальные упражнения в цветоразличении, дидактические игры, связанные с различением основных цветов и их оттенков, выполнение красочных рисунков и пр.

Исследование светоощущения ребенка имеет огромное практическое значение. Оно отражает функциональное состояние зрительного анализатора, характеризует возможность ориентации в условиях пониженной освещенности, нарушение его является одним из ранних симптомов многих заболеваний. Лица, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. Расстройство темновой адаптации приводящее к нарушению ориентации в условиях пониженного сумеречного освещения, называют гемералопией или «куриной слепотой». Различают гемералопию функциональную, развивающуюся в результате недостатка витамина А, и симптоматическую, связанную с поражением светочувствительного слоя сетчатой оболочки, что является одним из симптомов заболеваний сетчатки и зрительного нерва.

Значительное число частично зрячих и слабовидящих детей медленно привыкает, т.е. адаптируется, к изменениям освещенности. Им трудно дается адаптация к более низкой освещенности, например, при переходе из светлого класса в полутемный коридор. В этой ситуации они дольше, чем люди с нормальным зрением, остаются дезадаптиронными и из-за этого плохо различают очертания, контуры окружающих предметов. В этом случае специалисты говорят о нарушении темновой адаптации, которая дает нам возможность видеть при переходе в режим слабого освещения или темноты. Отдельные частично зрячие и слабовидящие испытывают более значительные трудности, чем нормально видящий, привыкания к более сильному освещению. Это дает основание считать, что у них нарушена световая адаптация, которая обеспечивает возможность зрительного восприятия в условиях высокой освещенности.                                            

Следует создать условия, не провоцирующие состояние световой или темновой дезадаптированности ребенка. Для этого не надо выключать общий свет даже тогда, когда он работает с настольной лампой; не следует допускать очень резких различий в освещенности помещений (например, светлая комната и темный коридор); необходимо иметь шторы (желательно зеленых тонов), а лучше жалюзи, чтобы уберечь ребенка от дезадаптации солнечным светом, бьющим в глаза, и солнечных бликов на его рабочем месте. Детей со светобоязнью не следует сажать у окна.

К  чему приводит нарушение  поля  зрения? В  первую  очередь к нарушению зрительного отраженна пространства: оно либо сужается, либо деформируется. При тяжелом нарушении поля зрения не может быть симультанного одномоментного зрительного восприятия пространства, видимого при нормальном зрении. Сначала ребенок рассматривает его по частям, а затем в результате контрольного общего обзора воссоединяет рассмотренное по частям в единое целое. Конечно, это значительно влияет на скорость и точность восприятия, особенно в дошкольном возрасте, пока ребенок ни приобретет зрительную сноровку, т.е. умение рационально использовать возможности своего нарушенного зрения.

Следует знать, что независимо от остроты зрения при сужении поля зрения до 5-10°, ребенок относится к категории слепых, а при сужении поля зрения до 30° - к категории слабовидящих.

Нарушения поля зрения различаются не только по величине, но и по месту их расположения в пространстве, ограниченном показателями нормального поля зрения. Чаще всего встречается следующие виды нарушений поля зрения:

- концентрическое сужение поля зрения, идущее от периферии к центру по всем направлениям. При прогрессировании заболевания поле зрения может постепенно сужаться, образуя большую кольцевую скотому, и стать чрезмерно узким трубчатым, до 3-5° и менее). Этим детям рекомендуется предъявлять изображения небольшого углового размера (1-3°), чтобы локализовать их на центральной области поля зрения. Необходимо развивать у этих детей глазодвигательную функцию, учить их быстро прослеживать движения объектов, развивать ориентировочно-исследовательскую активность с опорой на движение глаз и головы. Но следует учитывать, что плохо скоординированные движения глаз и головы могут разрушать зрительный образ, разрывать, «кадрировать» восприятие, т.е. нарушать его временную симультанностъ (одномоментность восприятия).

-    выпадение отдельных участков внутри поля зрения (скотомы);

-    выпадение половины поля зрения по вертикали или  по горизонтали

Когда периферические и парацентральные (близко лежащие к центру сетчатки) зоны поля зрения остаются относительно сохранными, рекомендуются использовать изображения больших размеров (5-10°) с усиленным черно-белым контрастом. Использование хроматического материала в данном случае ограничено, т.к. цветоразличение является функцией центрального зрения. Время предъявления изображений должно быть существенно увеличено, т.к. временная разрешающая способность парацентральных и периферических зон значительно ниже, чем центральных. Крайним вариантом этого типа зрительного дефекта является наличие больших центральной и парацентралъной скотом при относительно сохранной периферии поля зрения. Этим детям рекомендуется предъявлять большие черно-белые изображения с угловыми размерами (5-10 °).

Причина нарушения бинокулярного зрения может состоять в том, что рефракция (способность глаза преломлять световые лучи) обоих глаз различна: при относительно четком изображении, получаемом благодаря одному глазу, изображение от другого глаза весьма размытое. В связи с этим хуже видящий глаз периодически выключается го зрительного акта. Если один глаз не используется достаточно долго, развивается амблиопия, т.е. снижение остроты зрения без видимой анатомической основы. В некоторых случаях амблиопия может быть даже врожденной. При этом она отмечается на обоих глазах. Она возникает при патологии зрительно-нервного аппарата органа зрения, вследствие различных внутриутробных патологических процессов, от которых порой может не остаться видимых следов. Также причиной амблиопии  может быта следующая ситуация, при гиперметропия (дальнозоркости) в процессе рассматривания близких предметов происходит неправильный перекрест зрительных осей, и поэтому все предметы ребенок видит двоящимися, из-за чего испытывает неприятные ощущения. Чтобы избежать диплопии (двоения), он будет использовать глаза поочередно или предпочтет один глаз, подавляя изображение от другого глаза. А это также ведет к развитию амблиопии.

Особо обращается внимание на детей с анормальным нистагмом (неконтролируемые движения глаз). У них, как правило, затруднены такие функция, как фиксация взгляда на объекте и прослеживание его движения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.