Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Эстетическое воспитание как фактор гармоничного развития детей с нарушениями зрения

Дата: 11 февраля 2014 в 19:20, Обновлено 20 февраля 2015 в 12:56

   Законодательством Республики Беларусь подчеркивается право на образование граждан  с особенностями психофизического развития. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограничениями направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в общество, сделать социализацию максимально успешной и благополучной. Важнейшим шагом является определение содержания обучения и воспитания детей, т.е. перечня основных умений, являющихся значимыми для каждого человека.

  Одна из главных задач педагогов, работающих с такими детьми, - создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Инвалидность не должна становиться причиной ограничения человека в обществе.

  Проблема эстетического воспитания детей с нарушениями зрения, является одной из актуальных. Незрячие  и слабовидящие в связи различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности. В связи с особенностями познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения, встаёт вопрос о специфичности эстетического восприятия ими окружающей действительности. Это имеет большое значение  для организации эстетического воспитания детей с нарушениями зрения.

  Дети с нарушениями зрения располагают определенными потенциальными возможностями, которые при благоприятных условиях могут быть реализованы. К их числу можно отнести положительную эмоциональную обстановку, доступную и интересную для ребенка деятельность.

  Задача нашей школы - коррекция и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении, изучение условий формирования и всестороннего развития личности.

  Эстетическое воспитание в школе-интернате для учащихся с нарушениями зрения осуществляется по различным направлениям. Одно из них — урок изобразительного искусства — главное, но, как показывает опыт, к сожалению, не определяющее. Ограниченность во времени и несовершенство методических приемов не позволяют решать в полной мере поставленные задачи. Отсюда возрастает роль внеклассных форм воспитания. Кружок  декоративно-прикладного искусства «Родник земли родной» функционирует с 1998 года.

 Руководитель кружка – учитель высшей категории Балобан Мария Гавриловна. ​Более сорока лет трудится Мария Гавриловна в стенах школы-интерната. Каждому из учеников она отдает не только время и внимание, но и частицу своей души. Занятия кружка дети ждут с нетерпением. Ожидание радости творческого труда, предвкушение удовольствия от встречи с чем-то очень увлекательным и интересным определяют психологический настрой занятий. И важно не обмануть этих ожиданий. Этот настрой поддерживается Марией Гавриловной на протяжении не одного десятка лет. 

С учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников  на занятиях кружка решаются следующие основные задачи:

  • ознакомление учащихся с историей и современностью декоративно-прикладного искусства;
  • нравственное, эстетическое, экологическое  и экономическое воспитание учащихся через культурные ценности, бережное отношение к общественному достоянию и окружающей природе;
  • развитие творческих способностей в процессе различных видов художественно-конструкторской и технологической деятельности.

     Декоративно-прикладное искусство играет важную роль в развитии творческого воображения школьника, его фантазии, пространственного мышления, художественного вкуса, а также формирует общие трудовые навыки: аккуратность, бережное отношение к используемым материалам, умение заранее предвидеть результат своих действий, творчески преобразовывать свой опыт. В процессе этой работы с различными материалами дети создают полезные эстетическо-оформленные вещи, усваивают приемы художественной обработки материалов, традиционных для данной местности.

  Работа на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства ведется по следующим направлениям:

  • ручная вышивка;
  • художественная обработка кожи;
  • художественная обработка соломки;
  • работа с природным материалом.

  Слабовидящие дети могут выполнять многие работы творческого характера в живописи и графике, лепке и декоративно-прикладной деятельности.  Достижение успеха возможно при выполнении следующих условий:

-учета офтальмологических данных;

-соответствующего тому выбора вида работы;

-систематичности занятий.

   Так, дети, страдающие полной или частичной цветовой слепотой, испытывают затруднения при выполнении живописных работ, но прекрасно справляются с рисунком, выполненным, например, в технике графика, где не требуется цветоразличение.

Работы, выполненные Нетылькиной Викторией, никого не оставляют равнодушными. Она с точностью передает настроение и характер животных. Диагноз Виктории: врождённая патология органа зрения, частичная атрофия зрительного нерва.

 

 

 

 

  Для слабовидящих детей такие задания имеют и особое познавательное значение, поскольку позволяют не умозрительно, а чувственным путем глубже понять связь между конструкцией и формой предмета, уловить так необходимое в дизайне равновесие между функциональной целесообразностью конструкции и её внешним оформлением, создающим художественный образ изделия.

  Зиновенко Галине очень нравится рисовать животных, особенно выразительно и проникновенно она передаёт взгляд. Создаётся впечатление, что их глаза следят за тобой. Не каждому художнику удаётся сделать это. 

Ручная вышивка предусматривает следующие виды работы:

- подбор композиции;

- подбор цветовой гаммы нитей;

- вышивка по канве крестиком.

   Большое значение имеют коллективные работы, где для каждого ученика подбирается определённый вид деятельности в зависимости от офтальмологических показаний.

  В процессе работы над изделиями, детям приходится изготовлять детали предметного плана, лепить рельеф или создавать интерьер, выполнять живописные работы. И все это делается по законам линейной и воздушной перспективы с учетом всех изменений и искажений в форме предметов для придания иллюзии глубины  пространства.

В процессе  изготовления поделок из кожи ребятам необходимо  выполнить следующие действия:

-подбор композиции;

-определение цвета;

- разбивка  композиции на сектора по цвету

- разработка трафаретов по цветам

- вырезание трафаретов

- нумерация трафаретов

- вырезание трафаретов из кожи

- наклеивание трафаретов  из кожи на пронумерованную основу

- гафрирование трафаретов при наклеивании, если есть такая необходимость.

 

  Для слабовидящих детей эта работа имеет значение и в плане развития изобразительных способностей, навыков, в плане формирования глубинного зрения, более четкого и осмысленного понимания законов перспективы. Выполнение таких заданий, требующих коллективных усилий и зависящих от хорошей работы каждого члена творческой группы, помогает слабовидящему ребенку формировать чувства коллективизма, ответственности за проделанную работу, товарищеской взаимопомощи.

  А результатом такого совместного труда становятся  произведения искусства, которые    неоднократно занимали призовые места не только среди учреждений для детей с ОПФР, но и среди общеобразовательных школ. 

  Художественная  обработка соломки – это направление в школе появилось одним из первых, предусматривает следующие виды деятельности:

- заготовка и подготовка соломки к работе (замачивание и запаривание, крашение);

- плетение из соломки;

- изготовление лент.

 Работа с соломкой, а именно изготовление традиционных головных уборов  стало  хобби многих учениц. Кокошники и соломенные шляпы для танцевального коллектива изготавливаются собственными руками.

 

 

 

 

  Работа с природным материалом развивает воображение и творческие способности  школьников. Процесс  воображения  наблюдается   в   любой   человеческой   деятельности.

    Прежде  чем  сделать  какую  либо  вещь,   человек представляет, как он будет её делать,  как  будет  выглядеть  вещь.  Человек  воображает то,  чего  он  еще  не  видел,  что  еще  не  существует,  чего  нет  в действительности. Использовать для таких работ можно любой природный материал, главное заранее определиться с композицией и заниматься подбором материала для будущего экспоната.

  Карпуть Любовь с удовольствием изготавливает работы в технике коллаж. Здесь используются и косточки  абрикосов, и семечки, и почки лазы, и шляпки  желудей и это не предел.

     Никого не оставляют равнодушными картины из бересты, мха и лишайника. И, конечно же,  можно с уверенностью сказать, что воображение и фантазия здесь занимает не последнее место. 

  С 2010 года наша школа сотрудничает с музеем Румянцевых – Паскевичей г. Гомеля. Незрячие учащиеся неоднократно в рамках реализации инновационной культурно-образовательной музейной программы «Через культуру и искусство - в жизнь» приглашались на экскурсии с целью ознакомления с выставочными экспонатами. 

   Сотрудниками музея была проделана большая работа по созданию безбарьерной среды для незрячих детей. В подготовленных выставочных залах все экспонаты были подписаны шрифтом Брайля, учащиеся могли рассматривать их руками. Музейный педагог и психолог познакомили ребят с помещением, в котором они находятся: с его пространством, размерами, с тем, что в нём  находится. Ребята слушали музыку XIX в. как в записи, так и живую, в исполнении сотрудника музея Элеоноры Сушанской, которая исполнила на рояле «Менуэт» Огинского и вальс Шуберта. После чего обсудили, чем отличается звучание музыки в обычном помещении (класс, комната) со звучанием музыки в дворцовом зале.

  Одним из увлекательных занятий стало слушание звуков зала. Ребята сами создавали звуки, пели, произносили свои имена высоко в купол Колонного зала, оставляя каждый в стенах музея частичку самого себя…

 Впервые так близко незрячие учащиеся  смогли познакомиться с  произведениями мирового искусства. Также сотрудниками музея была организована выставка – продажа работ учащихся школы – интерната.

  Мы охарактеризовали основные направления работы школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения по эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей с нарушениями зрения.

 

 

                                                                                   Зуёнок Людмила Владимировна

       Педагог – организатор 1 категории

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.