Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий

Дидактические средства обучения чтению и письму по системе Л. Брайля

Дата: 28 сентября 2014 в 12:19, Обновлено 15 марта 2015 в 21:16

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ПО

СИСТЕМЕ Л.БРАЙЛЯ

При подготовке и в первоначальный период обучения грамоте незрячих детей необходимо использовать пособия, облегчающие усвоение рельефно-точечной системы Луи Брайля. При этом пособия должны помогать этому процессу, а не замедлять его: использоваться разнообразные пособия в определённой системе на протяжении всего первоначального периода обучения. Для всестороннего развития учеников и усвоения навыков ими от детей необходимо требовать, чтобы работа с пособиями всегда велась двумя руками.

Так при ознакомлении учеников с шеститочием ориентировочное представление о нём дает построение учеников в колонны по 3 пары, можно на парте выставлять фишки в определенном порядке. Позднее, при изучении букв для лучшего восприятия свойства зеркальности, можно использовать для обозначения точек буквы на письме раскладку цилиндров, а её же в позиции чтения - раскладку полушарий.

При знакомстве с базовым шеститочием, с нумерацией точек в нем при чтении и письме, со свойствами зеркальности знаков при чтении и письме по системе Брайля на начальном этапе эффективно использовать брайлевскую строку /разборную азбуку/ ,которая представляет собой деревянную колодку с 10 клетками-прямоугольниками, каждая из которых имеет по 6 отверстий, соответствующих 6 точкам шеститочия.

Затем вырабатывается умение ориентироваться в шеститочии: учащиеся набирают разные комбинации точек и указывают местоположение каждой из них. Количество аналогичных упражнений определяется индивидуальными особенностями учащихся. Увеличенный размер шеститочия и составляемых его элементов букв облегчает их восприятие нетренированным осязанием учащихся, что особенно важно в первоначальный период обучения грамоте. Такое шеститочие отчетливо воспринимается незрячими учащимися с недостаточно развитым осязанием. Упражнения в чтении увеличенных букв способствуют их осознанному восприятию и более успешному переходу к чтению и письму шрифтом обычного размера.

 

Затем учащиеся знакомятся и работают с кубиком-буквой.

Это пособие представляет собой кубик, состоящий из 3-х крутящихся одинаковых квадратов. На одной стороне каждого квадрата имеются две точки, на двух других по одной точке и на оставшейся стороне нет ни одной точки. Учитель предлагает учащимся обследовать данное пособие, выясняются его особенности, затем самостоятельно учащиеся составляют на пособии шеститочие .При изучении букв данное пособие используется для закрепления навыка чтения и письма определённых букв, особенно зеркальных. Кроме этого, поворачивая квадраты нужной гранью, можно составить любой знак по системе Брайля.

 

Прибор «Брайлевское шеститочие» представляет собой металлическую колодку размером 5х4см. В центре этой колодки находиться прямоугольная клетка размером 18x1Омм, в которую вмонтированы шесть штифтов для изображения букв.

При нажиме на них грифелем концы штифтов появляются с обратной стороны прибора в виде различных сочетаний точек в пределах шести. Один угол колодки срезан, что позволяет ученику устанавливать прибор в правильное положение как при написании /срезанный угол прибора должен находиться справа сверху/, так и при прочтении каждой отдельной буквы /срезанный угол - слева вверху/. На обратной стороне прибора находятся небольшие выступы, на которых стоит прибор при письме. Пространство, образующееся между столом и колодкой, не препятствуют появлению буквы, выдавливаемой грифелем со стороны клетки.

Написание грифелем на приборе любой брайлевской буквы и возможность её немедленного прочтения на обратной стороне прибора создаёт благоприятные условия для понимания детьми принципа зеркальности чтения и письма по системе Брайля.

Возможность непосредственного осязательного контроля за комбинированием точек позволяет каждому ученику довольно быстро освоить способ составления изученных брайлевских букв и превращения одной буквы в другую при их накалывании и затирании.

Изучать шеститочие, буквы в системе Брайля можно на пособии «Рассыпная азбука», которая представляет собой коробку с ячейками. В каждой ячейке имеется набор металлических пластинок с изображёнными на них буквами. Каждая пластинка снабжена прорезью. Правильное положение пластинки с буквой - прорезью вниз.

Упражнения с буквами пособия содействует более осознанному и быстрому формированию целостного образа брайлевских букв, что, в свою очередь, ускоряет их узнавание при чтении и воспроизведении при письме.

 

На занятиях по изучению рельефно-точечного шрифта Брайля целесообразно использовать «Прибор прямого чтения».

Прибор состоит из двух частей: правая часть предназначена для письма, а левая для чтения. Правая имитирует письменный прибор и предназначается для записи текстов грифелем. Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка - по 16 клеток. Бумага для письма в этом приборе не требуется. После каждого нажатия грифелем в клетке поля для письма соответствующие точки с помощью специального устройства появляются на поле для чтения, что позволяет прочитать написанную букву, слог, слово, предложение сразу же после их написания. Это создаёт благоприятные условия для понимания зеркальности письма и чтения по системе Брайля.

Для письма по системе Брайля необходимы: брайлевский прибор для письма, грифель, бумага.

              

 Прибор для письма представляет собой две прямоугольные пластины, соединенные шарниром. Верхняя пластина представляет собой решётку из прямоугольных клеток На нижней пластине под каждой клеткой имеется шесть углублений - шеститочие. Между пластинами прибора закладывается лист бумаги для письма. Который закрепляется с помощью четырёх штифтов, имеющихся на верхних и нижних краях прибора. Чащ в.сего используются приборы на 18 строк. В каждой строке   такого   прибора   содержится   24    клетки.    Имеются   и   другие модификации приборов.

Наряду с письменным прибором существует шестиклавишная пишущая машинка для незрячих,владение которой даёт такие преимущества незрячему, как повышенную скорость письма / в 2-4 раза/, повышается качество накола;

пишущая машинка позволяет сразу считывать напечатанный рельефно-точечный шрифт, исправлять его, контролировать содержание и качество текста, машинка обеспечивает единообразие мест положения точек в шеститочии при чтении и письме, а также значительное уменьшение мышечных усилий и затрат энергии со стороны незрячего. Но этот способ письма нельзя считать универсальным, т.к. он применим не везде: во-первых, машинка велика и громоздка, поэтому неудобно постоянно носить ее с собой, во-вторых она работает с шумом и может помешать окружающим, её неудобно использовать в общественных местах. Поэтому обучение системе Брайля на клавишной машинке применяется на том этапе, когда учащиеся уже в достаточной мере овладели чтением рельефно-точечных текстов и, в особенности, их записью на приборе для письма по Брайлю.

После изучения устройства машинки, учитель уточняет устройство каждого ее узла, назначения его и функционирования: учащиеся показывают, где находится станина, валик, ручки перевода строки, ограничители полей, гребёнка, прижимный обрезиненный валик, клавиши и их нумерацию в соответствии с точками шеститочия, пропускную клавишу (клавишу возврата); добивается ясного осмысления механизма получения рельефной точки на бумаге.

На следующем этапе работы учащиеся учатся правильно заправлять бумагу, устанавливать поля с помощью ограничителя, овладевают переводом рабочей зоны с одной строки на другую, учитель объясняет также назначение восьмой клавиши, с помощью которой обеспечивается возврат на 1,2,3 знака с целью их перебивки. Затем учитель руководит освоением техники получения отдельных знаков, причём прежде всего учащиеся учатся печатать шеститочие путём одновременного нажима всех шести рабочих клавиш. После этого осваивается запись букв, клавишный рисунок которых наиболее удобен для запоминания и нажима. Специально подобранные задания и упражнения позволяют достаточно быстро научить учащихся письму на шестиклавишной машинке.

В результате систематического, многократного выполнения заданий, упражнений с использованием дидактических средств обучения возможно успешное овладение незрячими рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.