Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий

Что вам необходимо знать для контакта со слепыми (Герман-Ван Дайк)

Дата: 29 марта 2014 в 16:10, Обновлено 9 апреля 2018 в 10:59

 П р е д и с л о в и е

   Среди членов вашей семьи или среди ваших друзей нет слепых или слабовидящих? Нет?

  Тем лучше, но все же перелистайте эту маленькую брошюру, потому что завтра, в следующем месяце или даже вскоре вы встретите этого  человека (мужчину или женщину, с белой тростью на улице, на вокзале, на собрании или в ресторане).

  Может быть, вы захотите помочь ему, но вы не осмелитесь, т.к. не знаете как это лучше сделать.

  Или, возможно, вы стихийно поможете ему, но так неумело, что вместо того, чтобы оказать человеку услугу, вы причините ему неу­добства.

  Вот из чего исходил автор при публикации этой маленькой брошю­ры, которая ни в коей мере не претендует на то, чтобы- быть полной, или на то, чтобы быть единственно верной. Этот маленький справоч­ник, он поможет вам умело и гуманно оказывать содействие тем, кто в нем нуждается...

ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЛИЦЫ

  Существует золотое правило о том, что слепого следует сначала спросить, нуждается ли он в помощи, а затем уже помогать.

  Таким образом вы покажите, что уважаете его личную свободу, кроме того, это правило имеет и практический смысл. Вот пример.

  В ожидании автобуса или трамвая, на краю тротуара часто случа­лось быть взятым за руку и переводимым на другую сторону улицы, и при этом не услышать даже голоса "услужливого" незнакомца. Если же, вырываясь, мне удавалось объяснить, что мне не надо переходить улицу, я жду  трамвай или автобус, случалось, что мой помощник был так смущен, что оставлял меня посередине улицы, бормоча извинения. Тогда я соглашался на его помощь, только чтобы достиг­нуть живым и здоровым тротуара.

 Лучше спросите:"Могу ли я вам помочь перейти улицу?", и, полу­чив утвердительный ответ, предложите свою руку и переходите вместе. Предупреждайте о моменте спуска или подъема на тротуар.

                ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

  Слепым чаще всего помогают при выходе из трамвая, автобуса или поезда, при входе в них, если только в толкучке их просто не сбива­ют с ног. Но помощь часто бывает такой усердной, и оказывается одновременно таким числом добровольцев, что слепого скорее всаживают в вагон, а не помогают ему нормально войти. При выходе бывает наоборот: слепо­го так крепко держат сзади и спереди, что ему с трудом удается спуститься на одну ступеньку. Даже при -самых лучших намерениях - все это абсолютно излишне! Слепой, который ездит один, знает, как пользоваться трамваем, поездом или автобусом. Достаточно лишь довести его до двери вагона и указать ему поручень, положив на него руку. Что касается ног, то у слепого есть ноги, и он может войти в вагон сам, без того, чтобы его втаскивали как мешок.

  При выходе покажите ему также поручень и предоставьте действовать самому. В случае с автомобилем, положите руку слепого на открытую дверцу машины, тогда другой рукой, он почувствует высоту крыши и найдет сидение. Это вся помощь, которую, вы должны ему предложить.

КАК ВЕСТИ СЛЕПОГО

  Может случиться, что вы будете ехать в трамвае или автобусе вместе со слепым или слабовидящим, и выйдете на одной остановке с ним. Вы можете также встретить слепого на улице, где он передвига­ется очень медленно из-за толпы, из-за неровности тротуара, или просто потому, что он не знает местности.

 Не раздумывайте долго, прежде чем оказать ему помощь, с другой стороны, не нужно эту помощь навязывать. Скажите, например, «Я иду к вокзалу, не хотите ли пройти часть пути со мной?" В случае утвер­дительного ответа, предложите ему свою руку и продолжайте свой  путь вместе. Если ваше любезное предложение встретит отказ, не раздражайтесь. Бывают слепые, которые предпочитают независимость помощи, которая облегчила бы их жизнь. Я не знаю, правы ли они, но в конце концов, это их дело. В большинстве случаев ваше предложение будет принято с удовольствием. Предлагайте свою руку сами. Никогда не берите слепого под руку, чтобы толкать его перед собой. Трудно вести слепого таким образом, и, кроме того, это придает ему чувство неуверенности.

  Если вы идете под руку, то не нужно говорить: "Теперь мы пово­рачиваем налево или направо". Слепой чувствует это движение и сле­дует ему автоматически.

 Если нужно пройти через узкий  проход или дверь,  ведущий всегда проходит первым, он легко отстраняет слепого назад своей рукой,  до тех пор, пока тот не окажется частично или полностью позади своего гида.

ТРОТУАРЫ И ЛЕСТНИЦЫ

   Поднимаясь на тротуар или спускаясь с него, достаточно сказать: "Здесь подъем (или спуск)". Если вы часто ходите вместе, достаточно дать условный сигнал, скажем, сжать руку. Не нужно останавливать слепого, чтобы он нащупал край тротуара своей тростью. Если вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице вместе со слепым, скажите ему просто: "Внимание, мы поднимаемся по лестнице (или спускаемся)". И вы подниметесь или спуститесь с ним под-руку. Вы можете также спросить слепого, не предпочтет ли он держаться за перила, в таком случае вы просто, кладете его руку на перила или говорите, что пери­ла справа или слева.

  Во всех случаях нужно предупреждать о конце лестницы или конце пролета, если вы не сопровождаете его, вы показываете ему перила, как это показано выше.

  Вовсе нет необходимости считать сначала ступеньки для того, чтобы сказать об этом слепому. В спешке почти всегда ошибаются. Если слепой один, он нащупает конец лестницы тростью. Если вы идете вместе с ним, не теряйте времени на арифметику, а лучше предупре­дите его о последней ступеньке. Если нужно выбирать, между простой лестницей и экскалатором, то всегда оставляйте решение за слепым. Во всех случаях слепой должен быть ясно предупрежден о наличии экскалатора.

СТЕСНЯЮЩИЙСЯ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

  Все, что написано или сказано о слепых и их независимости, иногда приводит к тому, что некоторые, из уважения к этой независимос­ти, не решаются прямо предложить свою помощь, даже если они видят слепого в затруднительном положении на улице,  на вокзале или где-нибудь еще. Тогда они решают идти за ним попятам,  как ангел-хранитель,  с целью помешать ему удариться о какую-нибудь помеху. Эти люди обычно считают,  что слепой не заметит их.

  Во многих случаях, особенно во время передвижения, чувства слепого обостряются. Таким образом компенсируется отсутствие зрения. Само собой, что слух играет в таких случаях превалирующую роль. За очень короткое время слепой убеждается, что у него есть ангел-хранитель. Вместо помощи или безопасности, это присутствие начинает его стеснять, и через некоторое время делает его очень нервным. Как было сказано выше - никогда не раздумывайте вежливо предложить свои услуги, но ни в коем случае не играйте роль ангела-хранителя.

КАК ПОКАЗАТЬ КРЕСЛО

  Очень распространено мнение, что при любых обстоятельст­вах необходимо как можно скорее уступить место слепому. В трамвае, метро или автобусе это необходимо, т.к. при резком торможении или толчке слепой не всегда может найти точку опоры. Это само собой разумеется, так же как и для всех пожилых людей.

  И здесь также следует применять золотое правило: покажите место, но оставьте за слепым свободу выбора, садиться ему или нет. Но это простое действие - показать сиденье - стано­вится иногда сложной операцией. Один, два или даже три человека держат слепого за руку, или за обе руки, поворачивают его, передвигают, толкают, и, наконец, сажают силой.

  А ведь это так просто! Положите руку слепого на спинку сидения: "Вот стул, а это спина". И он срезу же поймет, где находится си­дение и сядет без  труда, или положите его руку на подлокотник кресла и скажите: "Кресло справа от вас". Быстрым движением слепой момен­тально уяснит себе его расположение.    

ГДЕ «ЗДЕСЬ»?

  Никогда не говорите: "Здесь стол" или "здесь стул", или "там у стены велосипед", указывая направление пальцем. Эти указания основаны на зрении и бесполезны для слепого. Скажите лучше: "Перед вами стул" или "в метре от вас столик". Обслуживая слепого за столом, вы можете сказать: "Ваш стакан справа от вас" или "Пепельница рядом с вашей правой рукой". Вы можете также легонько ударить по предмету, чтобы-слепой смог представить его расположение по звуку. Если вы даете ему стакан в руку, скажите ему, куда он может его поставить: "Слева от вас низкий столик".

«ГДЕ МОЕ ПАЛЬТО ?»

  Во время собрания, в поезде слепому часто помо­гают избавится от его пальто, шляпы или чемодана: "Сейчас я вам по­могу". И вот пальто, шляпа и чемодан исчезли! Найти их иногда целая проблема, особенно потому, что владелец часто не знает, какого цвета предмет, который ,он ищет. Лучше всего дать возможность сле­пому самому положить свои вещи. А если уж вы ему помогаете, скажи­те: "Ваше пальто на первом крючке возле двери" или "Ваш чемодан в сетке над вами"

НЕТ СЛОВА "ТАБУ"

Разговаривая со слепыми, многие не осмеливаются употреблять сло­ва "видеть", "смотреть"; "слепой" или "слепота".

Одни говорят: "мой дядя тоже... э... такой же", или " у моей бабушки было тоже самое".Если они случайно употребляют слова "видеть" и замечают это, случается, что они теряют нить речи и начинают заика­ться или путаются в извинениях: "Э! Извините, я об этом не подумал"...

Это в то время, когда многие слепые часто рассказывают в шутку о своей инвалидности. Они употребляют в речи и воспринимают еловой "слепой" как любое другое слово; они употребляют слово "видеть" или аналогичные слова для того, чтобы выразить их специфический образ видения: чувствовать, осязать, ощущать и т.д. "Я читал эту книгу", "Я видел красивую безделушку", "Да, я видел эту пьесу". Таким обра­зом, вы можете без страха сказать слепому: "Хотите посмотреть эту модель?" и дать ему в руки предмет.

Употребляйте слова "слепой" и "слепота", если это необходимо при разговоре.

  Но, естественно, очень дурным тоном является подобный разговор: "Вы слепой?.. Совсем?. Вы совсем ничего не видите?.. О, как это ужасно... Вы так и родились... Это от болезни... Значит, от несчаст­ного случая?.."

  И в особенностей не забываете - слепые это слепые, но вовсе не глухие и что замечания вроде: "Я считаю, это самым ужасным несчас­тьем; "Я предпочел бы умереть" - могут быть ими услышаны. Вполне возможно, что вы именно так и думаете, но как правило, сами слепые думают об этом иначе.

НЕ ИГРАЙТЕ В ЗАГАДКИ

 На улице, в трамвае, во время собрания кто-то останавливает слепого и бьет его по плечу: "Здравствуйте, господин М.", "Как поживаете?", или того хуже: "Отгадайте, кто я?"

  Как правило, слепые имеют хорошую слуховую память, но предпо­лагать, что они узнают голос после двух -трех слов и еще в то время, когда они должны сконцентрироваться на многих других ощущениях! Впрочем, это немного напоминает игру для малышей "Покажи нам, где твоя мама?" если вы не член семьи и не близкий друг слепого, то есть не тот человек, голос которого он узнает немедленно, просто представьтесь: "Здравствуйте, господин X., я У.".

  Если ваша последняя встреча произошла накануне или если незря­чий не мог запомнить ваше имя (обычно легче запоминают лицо, чем имя), прибавьте маленькое объяснение:" Вы помните, мы с вами встречались там-то..."

  Нельзя приветствовать инвалида по зрению, кивнув головой или взмахнув рукой, как это делают часто с другими знакомыми. Однако они также любят быть интегрированы в общественную жизнь. Кивок головой и жест головой должны быть заменены несколькими словами:  "Здравствуйте, господин X., это участковый милиционер." С тем, чтобы слепой знал, что это с ним здороваются и от кого исходит приветствие.

СЛЕПЫЕ НЕ ОПАСНЫ

 Нередко слепые, которых сопровождают, слышат подобные фразы: "Госпожа, может быть, господин хочет что-нибудь выпить?" или Госпожа,  господин сможет сам подписать счет?",  "Госпожа,  господин хочет сесть?" Таким образом, обращаются к гиду вместо того, чтобы обратиться непосредственно к слепому, что может однажды привести к тому, что дама ответит, смеясь: "Вы великолепно можете спросить об этом у него самого, он не опасен!"

  Люди так привыкли, обращаясь к кому-либо, входить вначале в контакт глазами, что когда этот инстинкт-контакт отсутствует, они  теряются и обращаются к тому, кто сопровождает слепого. Это можно понять, но это ложно, т.к. со слепым обращаются как с младшим.

  Если вы хотите ему что-то предложить, назовите его по имени  (если вы его знаете), дотроньтесь до него, если вы не знаете, и таким образом он будет знать, что вы обращаетесь к нему, например, "Г-н X., не хотите ли сигарету, стакан, пирожное?" Не забудьте перечислить различные возможности выбора там, где он может это легко достать или вложите ему в руку. Но не предлагайте ему поднос, полный стакан, т.к. слишком велик риск, что взяв свой бокал, он не опрокинет несколько других, в связи с тем, что он не ожидает, что поднос будет ;так заставлен.  

ЕСЛИ ВЫ ВЫХОДИТЕ ИЗ КОМНАТЫ

  Вам, очевидно, уже приходилось продолжать разговор с человеком, который уже вышел из комнаты, вы над этим, несомненно, смеялись или были раздражены своей невнимательностью.

  Для слепых это совершенно особый случай. На улице при гуле движущегося транспорта, в комнате с коврами, где играет рояль, в шумном кафе, толпе и т.д. им порой невозможно определить, присут­ствует рядом их собеседник или нет. Таким образом, случается, что слепой разговаривает с пустым креслом. Через некоторое время он это заметит, но это не будет при­ятным открытием. Поэтому всегда предупреждайте незрячего, когда уходите, и, соот­ветственно, когда возвращаетесь, иначе он будет думать, что вы еще отсутствуете, тогда как вы уже давно на месте. Помните также, что  слепой ожидает ответа словом; улыбка, даже самая очаровательная,  или кивок головой в данном случае не помогут.

КОГДА И КАК ОПИСЫвАТЬ

  Многие полагают, что когда они находятся в компании слепого, они должны, говорить с ним безумолку: "Иначе ведь он не знает, что я еще здесь", или: "Ему ведь нечем заняться". Подобная болтовня при самых благих намерениях может сильно раздражать, как и при любом разговоре, могут быть паузы и, кроме того, слепой всегда рассчитывает, что вы не уйдете, не предупредив его. Что касается факта, что он не видит окружающего, знайте, что слепой часто лучше информирован, чем полагают, благодаря  другим восприя­тиям. Вы быстро поймете по его вопросам, какого описания он желает, детального или поверхностного, и не будете навязчивыми.

КАК ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ

  Если вы помогаете инвалиду по зрению войти в магазин, проводите его к продавцу, который сможет им заняться. Если вы располагаете временем, проводите его в нужную секцию. Если слепой точно знает, что он хочет, он покупает предмет сразу. Если он хочет вначале по­смотреть, что имеется в продаже, дайте ему в руки несколько предметов, чтобы он мог их посмотреть. Таким образом, он будет иметь представ­ление о форме, формате и качестве. Опишите ему цвет, рисунок и т.д. Не стесняйтесь сказать, например: "Позволю себе сказать, что этот цвет вам не совсем подходит".

  Если, оплачивая покупку, слепой не говорит вам сумму, которую дает, скажите ему сами: "Вы мне дали 30 рублей". Как правило, он хорошо знает, сколько дает, но ошибка всегда возможна, и вы таким образом избежите затруднительного положения. Также, желательно, платя или меняя деньги, считать их в руке незрячего. Таким образом, вы ему облегчите необходимость их собирать.

ТУАЛЕТЫ

  Если вас стесняет (впрочем, помечу, ведь это вполне естествен­ная необходимость), когда слепой просит вашей помощи, чтобы пойти в туалет, подумаете, что ведь просить об этом еще более затруднительно. Если вы одного пола со слепым и если вы находитесь в общественном месте, вы можете войти вместе с ним или попросить помощи персонала. Если в туалете, имеется уринуар и кабина, скажите об этом слепому и предоставьте право выбора. Если он выбрал уринуар, скажите, какой он конструкции.

  Если у вас есть время подождать, покажите ему умывальник, мыло и полотенце. Если в этом есть необходимость, не раздумывая, скажите ему: "Полотенце очень грязное, лучше, если вы употребите носовой платок"

Если слепой другого пола, попросите помочь другого клиента или обслуживающий персонал. Если нет никого другого, действуйте, ес­тественно, тактично, так, как вам хотелось бы, чтобы помогли вам.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ

  Несмотря на то, что изобретатели работают над различными читающими машинами, продет еще немало лет, прежде чем они смогут ими пользоваться, и машины станут доступными с финансовой стороны. Тем временем слепой во многом зависит от чтения вслух. Чтение по Брайлю и на магнитной пленке является лишь частичным решением проблемы. Самая тяжелая сторона этой зависимости - чтение личных писем и финансовых документов. При чтении этих документов требует­ся максимальный такт и соблюдение тайны. Читайте медленно и ясно, вначале следует прочитать на конверте, кто является отправителем письма. Возможно, это побудит слепого доверить чтение письма кому-нибудь другому. Никогда не вскрывайте конверт без разрешения. Если речь идет о финансовых вопросах, а на конверте это не было указано, скажите об этом прежде, чем начнете чтение. Если речь идет о личном письме, вначале прочитайте имя отправителя. Тогда слепой сможет решить, просить читать или нет. Никогда не читайте письмо для себя, делая лаконичные комментарии: "Это от: того-то, он говорит о том и о семье или: "Это просто реклама", не говоря точно, о какой рекламе идет речь. Никогда не позволяйте себе делать комментарии по поводу содержания письма или отправителя, если вас, об этом не просят. Никогда не забывайте, что ваша задача ограничивается только тем, чтобы заменить глаза слепого или слабовидящего друга. Что касается чтения газет, журналов и т.п., абсолютно не важно, что вам лично покажется интересным, важным и забавным. Вам следует просто прочесть в газете или журнале все заголовки и слепой сам скажет, что ему хоте­лось бы услышать. Не прерывайте чтения восклицаниями и комментариями.

ПОРЯДОК И ПУНКТУАЛЬНОСТЬ

  Эти два слова в наше время уже в достаточной мере обесценились. Но они имеют большую важность для инвалидов по зрению. Одно из ос­новных правил, которое надо соблюдать, "Каждый предмет имеет свое определенное место -и может быть найден именно там". Поэтому любой предмет следует оставлять именно на том месте, на котором вы его нашли. Если вы не помните, где вы взяли его, спросите об этом слепого или дайте ему самому положить его на место. Это особенно важно для слепых, которые живут, путешествуют или работают самостоятельно.

 Обращайте внимание на двери комнат и шкафов. Двери дома и комнат должны быть или полностью открыты или закрыты. Дверцы шкафов должны быть всегда закрыты.

  Пунктуальность очень важна для встреч, визитов и т.п. Минуты кажутся нескончаемыми, когда ждут, ничего не видя и ничего не делая; это причина нервозности и бесполезного напряжения сил.

ПОСЛЕДНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ

  Вот и подошли к концу наши маленькие и отнюдь не всеобъемлющие советы. Если при встрече с кем-либо из "мира слепых" вы почувствуете себя менее колеблющимся и неловким, наша цель будет достигнута. Так как в действительности "мира слепых" не существует, они живут в вашем мире, в нашем мире. Несмотря на то, что они живут иначе, их возможности и способности гораздо более значительны, чем обычно думают.

  Последнее слово... Иногда слышишь: "Я пытался помочь слепому... Он грубо отказался. Второй раз со мной это не повторится." Несомненно, подобное может случится, т.к. слепые такие же люди как и осталь­ные, с их достоинствами и недостатками. Разве вам никогда не прихо­дилось встречать грубый и нетактичный отказ зрячих, к которым вы вежливо обращались? Но большинство слепых примет и оценит вашу помощь с большой благодарностью и скромной признательностью. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.